Рембрандт
ван Рейн родился
15 июля 1606 года в Лейдене в семье мельника Хармена Герритса
ван Рейна. Рембрандт был восьмым ребенком в семье, но имеено
ему родители решили дать
наилучшее по тем временам образование.
Окончив латинскую школу, будущий художник поступил в университет,
однако вскоре оставил его ради живописи.
Первым учителем Рембрандта стал
лейденский живописец Якоб ван Сваненбюрх. После трех лет
обучения у Сваненбюрха, Рембрандт отправляется в Амстердам, где
проводит полгода (1625) в мастерской Питера Ластмана, известного
художника, главы амстердамской школы "исторической" живописи.
По возвращении в 1626 году в родной город, Рембрандт всецело отдается
самостоятельной работе. Еще не имея заказов, он изображает родителей,
братьев, сестру и других близких ему людей. К Лейденовскому периоду
относятся и первые работы художника в области печатной графики.
Где и как Рембрандт учился искусству офорта - неизвестно, но даже
его ранние офорты отличаются высоким мастерством исполнения.
Произведения Рембрандта привлекают
к себе все больше внимания, и у него самого уже появляются ученики.
В 1628 году к нему в мастерскую приходит Герард Дау. Примерно
в это же время его учеником, а впоследствие сотоварищем по работе,
становится Ян Ливенс. Всего в Лейдене у Рембрандта было шесть
учеников.
В 1631 году художник поселился
в Амстердаме. В Амстердаме он работает главным образом над портретами,
наибольшее количество которых исполнено им по заказу в 1630-х и
начале 1640-х годов. Именно портрет, в том числе групповой портрет,
приобретает огромную популярность в обществе в то время. Картина
"Анатомия доктора Тюльпа" имела большой успех. В Амстердаме
Рембрандт глубже знакомится с произведениями современников и с творчеством
итальянских мастеров прошлого.
Будучи страстным любителем произведений
искусства, Рембрандт собирает у себя дома обширную коллекцию живописи,
графики, античной скульптуры, драгоценных тканей и художественного
оружия. Изображения этих вещей мы часто встречаем в его картинах
и офортах. До нас дошла полная инвентарная опись его имущества,
сделанная в 1656 году в связи с банкротством. В коллекции художника
были работы Рафаэля, Карраччи, Дюрера, Кранаха, Брейгеля Мужицкого,
Луки Лейденского, Рубенса, Ван-Дейка и множество других бесценных
образцов.
1630-е годы были для Рембрандта
временем наибольшей прижизненной славы, временем личного счастья
и материального благополучия. В 1634 году художник женился на Саскии
ван Эйленбюрх, девушке из богатой патрицианской семьи. Брак
ввел Рембрандта в высшие круги Амстердамского бюргерства. Рембрандт
горячо любил свою супругу. Памятником любви к ней являются многие
ее портреты, а также один из лучших шедевров художника - "Даная".
Всеобщее признание длилось недолго.
Рембрандт, не желая творить в рамках обывательского представления
об искусстве, обрек себя на конфликт с обществом. Проявлением этого
стала работа, названная впоследствие "Ночной дозор", представляющая
собой групповой портрет амстердамских стрелков (начат в 1639, закончен
в 1642). Вместо привычной для жанра группы мертвецов, Рембрандт
изображает отряд, выступающий в поход. В картину включены "посторонние"
люди. Заказчики остались крайне недовольны. Со времени "Ночного
дозора" начинается падение популярности мастера. В это же время
(1642) умирает Саския. За два года до этого Рембрандт потерял мать.
Несмотря ни на что, он продолжает работать.
К концу 1640-х Рембрандт от
романтического порыва приходит к строгости и простоте. Он создает
много картин на евангельские и библейские темы. Творчество художника
не знало упадка. Имея мало заказов, в 1650-е годы он пишет портреты
знакомых и друзей. В этих портретах художник полностью отказался
от внешней репрезентативности, имевшей место в его ранних, заказных
портретах. Теперь его внимание направлено на внутренний мир изображаемых
людей.
1660-е годы приносят еще больший
мир и покой в картины Рембрандта. Это можно проследить в таких работах,
как "Возвращение блудного сына", "Слепой апостол",в
портретах: "Супружеская пара", "Портрет Титуса",
а также групповом "Портрете синдиков", одном из немногих
заказных портретов художника в то время. В 1661 году Рембрандт был
приглашен участвовать в украшении здания Новой Амстердамской ратуши.
Он написал для этого одно из своих монументальных произведений,
"Заговор Юлия Цивилиса". До нас дошли лишь фрагменты работы,
а саму картину постигла участь "Ночного дозора", - полное
непонимание заказчиков.
В 1656 году художник разорился
и был вынужден переехать вместе с семьей в один из беднейших кварталов
Амстердама, где и протекали последние годы его жизни. В 1663 году
умирает его самоотверженная подруга и опора, Хендрикье Стоффельс,
а в 1668 году - единственный сын. Он остается с юной дочерью от
Хендрикье - Корнелией. Последняя работа Рембрандта, "Симеон
в Храме", осталась незаконченной. Можно сказать только, что
она обещала быть прекрасным произведением, достойным великого творца.
Рембрандт скончался 4 октября 1669 года.
* Биографические данные и репродукции
заимствованы из книги Гледис Шмидт, "Рембрандт".,
М.: Искусство, 1990., 639 с.
|