ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

О ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

СПИСОК КАРТИН

Рембрандт Харменс ван Рейн

Портреты и Автопортреты:

Библейские Сцены:

Другие Сюжеты:

 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 

 1 / 2 / 3 / 4 / 5 

 1 / 2 / 3 

Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене в семье мельника Хармена Герритса ван Рейна. Рембрандт был восьмым ребенком в семье, но имеено ему родители решили дать наилучшее по тем временам образование. Окончив латинскую школу, будущий художник поступил в университет, однако вскоре оставил его ради живописи.

Первым учителем Рембрандта стал лейденский живописец Якоб ван Сваненбюрх. После трех лет обучения у Сваненбюрха, Рембрандт отправляется в Амстердам, где проводит полгода (1625) в мастерской Питера Ластмана, известного художника, главы амстердамской школы "исторической" живописи. По возвращении в 1626 году в родной город, Рембрандт всецело отдается самостоятельной работе. Еще не имея заказов, он изображает родителей, братьев, сестру и других близких ему людей. К Лейденовскому периоду относятся и первые работы художника в области печатной графики. Где и как Рембрандт учился искусству офорта - неизвестно, но даже его ранние офорты отличаются высоким мастерством исполнения.

Произведения Рембрандта привлекают к себе все больше внимания, и у него самого уже появляются ученики. В 1628 году к нему в мастерскую приходит Герард Дау. Примерно в это же время его учеником, а впоследствие сотоварищем по работе, становится Ян Ливенс. Всего в Лейдене у Рембрандта было шесть учеников.

В 1631 году художник поселился в Амстердаме. В Амстердаме он работает главным образом над портретами, наибольшее количество которых исполнено им по заказу в 1630-х и начале 1640-х годов. Именно портрет, в том числе групповой портрет, приобретает огромную популярность в обществе в то время. Картина "Анатомия доктора Тюльпа" имела большой успех. В Амстердаме Рембрандт глубже знакомится с произведениями современников и с творчеством итальянских мастеров прошлого.

Будучи страстным любителем произведений искусства, Рембрандт собирает у себя дома обширную коллекцию живописи, графики, античной скульптуры, драгоценных тканей и художественного оружия. Изображения этих вещей мы часто встречаем в его картинах и офортах. До нас дошла полная инвентарная опись его имущества, сделанная в 1656 году в связи с банкротством. В коллекции художника были работы Рафаэля, Карраччи, Дюрера, Кранаха, Брейгеля Мужицкого, Луки Лейденского, Рубенса, Ван-Дейка и множество других бесценных образцов.

1630-е годы были для Рембрандта временем наибольшей прижизненной славы, временем личного счастья и материального благополучия. В 1634 году художник женился на Саскии ван Эйленбюрх, девушке из богатой патрицианской семьи. Брак ввел Рембрандта в высшие круги Амстердамского бюргерства. Рембрандт горячо любил свою супругу. Памятником любви к ней являются многие ее портреты, а также один из лучших шедевров художника - "Даная".

Всеобщее признание длилось недолго. Рембрандт, не желая творить в рамках обывательского представления об искусстве, обрек себя на конфликт с обществом. Проявлением этого стала работа, названная впоследствие "Ночной дозор", представляющая собой групповой портрет амстердамских стрелков (начат в 1639, закончен в 1642). Вместо привычной для жанра группы мертвецов, Рембрандт изображает отряд, выступающий в поход. В картину включены "посторонние" люди. Заказчики остались крайне недовольны. Со времени "Ночного дозора" начинается падение популярности мастера. В это же время (1642) умирает Саския. За два года до этого Рембрандт потерял мать. Несмотря ни на что, он продолжает работать.

К концу 1640-х Рембрандт от романтического порыва приходит к строгости и простоте. Он создает много картин на евангельские и библейские темы. Творчество художника не знало упадка. Имея мало заказов, в 1650-е годы он пишет портреты знакомых и друзей. В этих портретах художник полностью отказался от внешней репрезентативности, имевшей место в его ранних, заказных портретах. Теперь его внимание направлено на внутренний мир изображаемых людей.

1660-е годы приносят еще больший мир и покой в картины Рембрандта. Это можно проследить в таких работах, как "Возвращение блудного сына", "Слепой апостол",в портретах: "Супружеская пара", "Портрет Титуса", а также групповом "Портрете синдиков", одном из немногих заказных портретов художника в то время. В 1661 году Рембрандт был приглашен участвовать в украшении здания Новой Амстердамской ратуши. Он написал для этого одно из своих монументальных произведений, "Заговор Юлия Цивилиса". До нас дошли лишь фрагменты работы, а саму картину постигла участь "Ночного дозора", - полное непонимание заказчиков.

В 1656 году художник разорился и был вынужден переехать вместе с семьей в один из беднейших кварталов Амстердама, где и протекали последние годы его жизни. В 1663 году умирает его самоотверженная подруга и опора, Хендрикье Стоффельс, а в 1668 году - единственный сын. Он остается с юной дочерью от Хендрикье - Корнелией. Последняя работа Рембрандта, "Симеон в Храме", осталась незаконченной. Можно сказать только, что она обещала быть прекрасным произведением, достойным великого творца. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года.

 

* Биографические данные и репродукции заимствованы из книги Гледис Шмидт, "Рембрандт"., М.: Искусство, 1990., 639 с.

в начало страницы

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

О ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

СПИСОК КАРТИН

RANGhost - хостинг высшего ранга

 

Дизайн: rang.narod.ru, 1999-2001

Hosted by uCoz